ЕЩЕ РАЗ ОБ «ИСЧЕЗАЮЩИХ» УЙГУРАХ…
Надыров Шерипжан Марупович –доктор географических наук, профессор
Уважаемые читатели! После публикации моей статьи «Почему уйгуров называют «исчезающим народом» в журнале «Ахпарат», № 5-6 (85-86), 2017. а также на сайт портале izlirimiz.org я получил большое количество откликов на мой электронный адрес, а также, что для меня особенно приятно, было зафиксировано более 60 тысяч просмотров в интернете с большим количеством комментариев. Поэтому я с огромной благодарностью обращаюсь к Вам дорогие читатели за Ваше внимание к моей статье, за то, что Вы оказались не равнодушными, ко многим поднятым в статье вопросам. Ваше мнение, какое бы оно ни было, положительное или отрицательное и даже резко негативное для меня очень важно, поскольку речь идет о дальнейшей судьбе нашего народа, и в первую очередь о будущем уйгурской молодежи. Большинство казахстанских уйгуров выразили со мной солидарность, что проблема, поднятая в статье, имеет место в жизни нашего народа. А для нашей интеллигенции это сверхсложная проблема, требующая тщательного исследования судеб национальных меньшинств в различных регионах мира, включая и уйгуров. Так, в 1992 году скончался последний и единственный носитель убыхского языка, некогда могущественного народа, полностью ассимилировавшегося в инонациональных сообществах. Есть меньшинства, стоящие на грани потери языка, традиций и обычаев, а также в мире живут небольшие по численности народы, находящиеся на стадии частичной или полной деградации и т. д. Понятно одно, что речь идет о выживании, и примеров успешного развития ряда нацменьшинств в полиэтнической среде также немало. Меня искренне порадовало то, что многие читатели видят дальнейшее существование уйгуров Казахстана в развитии интеллектуального потенциала всего казахстанского общества и в сокращении интеллектуального разрыва между уйгурами Казахстана и другими братскими народами. Вместе с тем существуют реальные угрозы и вызовы духовной деградации уйгуров Казахстана, деградации в области образования, сужение социальной базы функционирования уйгурского языка, неблагополучно складываются этнодемографические процессы, заметно усилились ассимиляционные явления, безусловно, это вызывает тревогу уйгурской общественности.
Уважаемые читатели! Хочу поделиться с Вами, что в подавляющем большинстве отзывов я ощутил поддержку с Вашей стороны по многим озвученным мною позициям. Я благодарен читателям стран дальнего и ближнего зарубежья, в частности Джалалу Камаловичу Юсупову – жигит-баши города Дублина (Ирландия), Вильяну Абдурахимовичу Садыкову из Москвы за высокую оценку моей статьи, который отмечает, что это начало большого разговора, с чем я полностью согласен. Также я признателен москвичке Нургуль Алишеровой – доктору политологии, которая пишет «В образовании мы сильно отстали от других. В погоне за материальным благополучием забыли об образовании. В погоне за модой бросились в мечети вместо того, чтобы заняться собственным саморазвитием, самоосознанием. Такое впечатление, что с распадом Союза у уйгуров началось падение, медленное, но падение по всем областям: образования, воспитания, культуры. Но не видят и не хотят видеть этих деградационных процессов. В уйгурской среде всегда не любили тех, кто идет вперед, кто стремится подняться. Я имею в виду не в материальной сфере, не бизнес, а в умственной». Эта еще одна информация к размышлению, спасибо Нургуль. Я глубоко признателен доктору физико-математических наук, профессору Кариму Курбановичу Худайбергенову за теплые слова и высокую оценку моего труда, сказанные им во время презентации книги, посвященной памяти выдающегося общественного деятеля Турганжана Розахунова 11 марта 2018 года в здании республиканского уйгурского театра. Большое спасибо за конструктивную критику и полезные для меня советы моему другу Ваккасу Аббасовичу Мамединову, а также за его моральную поддержку.
Кахарман Хожамберди, думаю, что нет необходимости представлять его, пишет «Ваша статья актуальна, чуть запаздалая, написана научным языком, диагноз проблеме поставлена жестокой откровенностью, предлагаемые пути решения более приближены к научному подходу. Вам и карты в руки. Поздравляю!». Я хочу сказать Кахарману большое спасибо, но в качестве пояснения хотелось бы бы отметить, что статью я считаю научно-популярной, многие ее положения требуют научного объяснения, на бытовом уровне они не могут быть решены, конечно все его замечания очень дельные, требуют внимательного изучения, именно таких замечаний я ждал, поскольку одному человеку невозможно заниматься аналитической работой по проблемам уйгуров Казахстана в полном объеме. Вместе с тем Кахарман Хожамберди делает, возможно и справедливый упрек в мой адрес касательно слов «…уйгурской интеллигенции, за ее беспомощность, трусость, слабохарактерность, может быть и за слабоумие», он отмечает «Прошу больше не использовать эти выражение в отношении представителей своего народа». Тогда возникает вопрос? Что делать если действительность, в которой мы живем очень жестокая и безжалостная, и в этом в определенной мере виноваты мы сами. На мой взгляд, защищать недостойных людей, делать им снисхождения, только по той причине, что они являются представителями своего народа, по крайней мере, беспринципно. История знает немало примеров, когда выдающиеся личности мирового масштаба подвергали убийственной критике тех, кто стоял на пути прогресса и справедливости. Так, еще в ХIХ великий Пушкин А.С. в одном из своих стихотворений, характеризуя тогдашнею знать и правителей разного уровня, невзирая, что они также представляли русский народ на самом высоком уровне, писал:
…Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.
Конечно, эти слова и сейчас актуальны по отношению к коррупционерам всех мастей во всех сферах социально-экономической и общественно — политической жизни. Ведь реалии современной жизни таковы, что в Казахстане или России практически ежемесячно отправляют в тюрьму чиновников, начиная от самых мелких должностных лиц, кончая министрами и даже премъер – министрами. Да, это, к сожалению, реальность, от которой нельзя убежать. Это я к тому, что именно к представителям своего народа мы должны быть более требовательны, так как этого требуют законы выживания, а их никто не отменял. С чем можно согласиться с Кахарманом Хожамберди то это по газете «Уйғур авази». «Кахарман Хожамберди пишет, что редакция делает почти всё от них зависящие. Их потенциал знания и навыков ничуть не хуже, чем в казахских, русских изданиях. Действительность независящая от них сковывает их. А, количество сотрудников на несколько порядков ниже, чем у тех бравых парней». Я вполне допускаю, что именно внешние факторы и обстоятельства не дают редакции газеты полностью реализовать свои возможности, идеи, замыслы, публиковать острые критические статьи, рассматривать спорные вопросы в рамках журналистской этики и конституции Республики Казахстан. В этом случае остается лишь пожалеть сотрудников газеты «Уйғур авази», поскольку они находятся, как я понял, в жестких тисках, не зависящих от них обстоятельств, то есть в ежовых рукавицах.
Огромную благодарность выражаю Тариму Саргари за очень серъезный и глубокий анализ статьи, касательно проблем современных уйгуров Казахстана, за его сопричастность к происходящим социально-экономическим процессам в жизни нашего народа. Он отмечает «Статья написана по-ученому грамотно, красиво и хорошо, но она не отвечает на вопрос, поставленной ее заглавием, «Почему уйгуров называют «исчезающим народом?». Статья посвящена злободневным проблемам казахстанских уйгуров, связанных с их ментальностью. Я читал ее с интересом, надеясь найти в ней советы именитого ученого по замедлению процесса исчезновения моего народа, но не нашел. Наоборот узнал, что уважаемый ученый, обособляя казахстанских уйгуров от основной части своей нации советует активно и сплоченно идти по начертанному судьбой пути, что может ускорить исчезновения уйгуров Казахстана раньше, чем на исторической Родине».
Действительно Вы правы уважаемый Тарим Саргари, изучать проблемы уйгуров, проживающих в странах ближнего зарубежья, то есть в основном в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане нужно, однако необходимо учесть, что эти страны резко отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития. Школы с уйгурским языком обучения, центр уйгуроведения, единственный в Центральной Азии республиканский уйгурский театр музыкальной камедии функционируют только в Казахстане, также здесь издается республиканская газета на уйгурском языке «Уйгур авази». Кыргызстан и Узбекистан по уровню доходов населения существенно отстают от Казахстана, и по численности уйгурского населения примерно в 10 и более, раз уступает Казахстану. Безусловно, сопоставительный анализ между этими странами в контексте решения проблем уйгуров, проживающих в этих странах возможно, но это потребует огромную по объему информацию, которую статистические органы этих государств не разрабатывают, поэтому наука располагает скудными официальными данными недостаточными для глубокого научного анализа. С другой стороны, я не ставил своей целью расскрыть данный аспект проблемы. Что касается исследования проблем уйгуров нашей исторической родины — СУАР КНР, то это отдельная большая проблема. Очень мне понравилось Ваша точка зрения, касающаяся поисков возможностей «…замедления процесса исчезновения моего народа, но не нашел» пишите Вы. Уважаемый Саргари, к сожалению, этот процесс начался уже давно, и речь идет не о поисках замедления процесса исчезновения, а о полном устранении причин возможного исчезновения. Вы отмечаете «Наоборот узнал, что уважаемый ученый, обособляя казахстанских уйгуров от основной части своей нации советует активно и сплоченно идти по начертанному судьбой пути, что может ускорить исчезновения уйгуров Казахстана раньше, чем на исторической Родине». Вы переоцениваете мои возможности, даже при желании, я не мог бы обособить, разделить единый народ на 2 или более части. Вы, судя по Вашему комментарию, человек большого ума и интеллекта прекрасно понимаете, что в этнокультурном, историческом, духовном аспекте никто не в состоянии обособить или разделить единый народ. Но, к сожалению, геополитическая ситуация в мире приводит к изоляции друг от друга отдельных этнических групп единых народов, проживающих в различных государствах, в силу разницы в особенностях их национальной политики. Конечно, я понимаю и разделяю Вашу тревогу господин Саргари, но, чтобы отразить все вопросы, которые Вы ставите, нужна не статья, а целая книга объемом минимум 200-300 страниц, возможно даже несколько томов. В рамках одной статьи одним махом решить все проблемы уйгуров невозможно, При этом наука определяет лишь пути решения, разрабатывая концепции и рекомендации, а решает власть. Другое дело, если у этноса мощный интеллектуальный потенциал в лице ученых, с которым будет считаться, уважать его традиции и обычаи, не только власть, но и полиэтническая общественность. Например, корейцев Казахстана в 3 раза меньше по сравнению с численностью уйгурского населения, а по численности интеллигенции уйгуры в 2 раза уступают корейцам. По числу межнациональных браков уйгуры являются лидерами среди других этносов Казахстана. Попробуйте поговорить с их детьми на уйгурском языке, а также с некоторыми детьми из чисто уйгурских городских семей, тогда многое Вам станет понятно. К Вашему сведению за последнее 2 года число чисто уйгурских школ сократилось с 17 до 13, и эта тенденция продолжает усиливаться. По существу Вашего «сплоченно идти по начертанному судьбой пути, что может ускорить исчезновения уйгуров Казахстана раньше, чем на исторической Родине» я на фоне событий, происходящих в последнее время на нашей исторической родине, сомневаюсь в Ваших прогнозах. Современный мир очень динамичен, в частности геополитическая ситуация. По поводу того «идти по начертанному судьбой пути» то это уже прерогатива всевышнего. Вместе с тем Ваши комментарии дают мне возможность глубже, шире и аргументировано подходить к важной проблеме, как судьба нашего народа. Я надеюсь, что их учет наполнит новым содержанием мои будущие работы, за что Вам большое спасибо.
Юлдаш Молотов в своих комментариях пишет: Шундақла Шерипжан әпәндимгә » Ана тилида билим алмиған, ана тилини йетүк билмәйдиған һәм балилирини ана тилида оқутмиған шәхсни (мәйли профессор, көплигән академияләрниң әзаси болушидин қәтъий нәзәр) миллий зияли дәп аташқа боламду?…
С Вашим мнением господин Молотов я в основном согласен, но хотел бы дать небольшое пояснение. Извините, что отвечаю Вам на русском языке, думаю, что среди Ваших коллег есть люди, которые переведут Вам на уйгурский язык. Я, действительно родился в городе Алма-Ате, в школе, институте учился на русском языке, практически наша семья была единственной среди большого массива русскоязычного населения, но уйгурским разговорным языком я владею неплохо, читаю, но, буду откровенен, очень плохо пишу. Моим рабочим языком является русский. Но, несмотря на большую занятость (работаю в ряде университетах и проектах), в течение последних 6-ти лет являюсь руководителем научных проектов в уйгурской школе-гимназии № 153, занятия веду на смешанном уйгурско-русском или уйгурско-казахском языке. Ежегодно мои уйгурские ученики, не только получают призовые места на олимпиадах, но в количестве 4-5 выпускников ежегодно поступают в престижные университеты Алматы, за информацией можете обратиться к руководству школы. Я также являюсь наставником студентов – уйгуров моего факультета, и других университетов города Алматы, выступая в качестве научного руководителя их дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций. Мои студенты – уйгуры также становятся победителями факультетских и университетских конкурсов, затем успешно делают карьеру по работе. Также к вашему сведению, мною о проблемах СУАР КНР в ведущих научных журналах мира опубликовано на русском, английском, французском, турецком языках более 50 статей. В общественном, информационно-политическом журнале «Ахбарат» с 2003 по 2007 годы мною издано около 30 статей, касающиеся проблем уйгуров исторической родины и Казахстана, получившие большой резонанс среди уйгуров Казахстана и других стран. Так, моя статья “Uighurs and Cintiang Uighur Autonome Region of China” изданная в Индии в журнале «Himalayan and Central Asian Studies», New-Delhi 1999, №1, вызвала в свое время большой интерес международного экспертного сообщества, поскольку была посвящена демографическим и социально-экономическим проблемам уйгуров на нашей исторической родине, очень созвучных с сегодняшними проблемами уйгуров. В течение ряда лет я от имени ОО «НАУ» представлял интересы уйгуров Казахстана в ОБСЕ, защищая интересы беженцев уйгурской национальности. В этом я вижу свой долг перед Казахстаном и уйгурским народом.
Да, к сожалению, по ряду не зависящих от них обстоятельств, многие уйгуры оказались русскоязычными, с недостаточным уровнем владения даже разговорным языком. Среди них большая часть интеллигенции, в том числе ученых не гуманитариев. Если следовать Вашей просьбе, лишить их права обсуждать проблемы уйгуров, то во что превратятся уйгуры Казахстана, разве что в еще более активных участников машрапов и чаев с низкой культурой общения, плоскими и пошлыми шутками, деморализующими людей, независимо от возраста. Русскоязычная уйгурская интеллигенция не изолирована от своего этноса, именно она поднимает имидж уйгуров среди других народов. Можно и нужно любить и служить своему народу даже со слабым знанием родного языка, но лучше владеть своим родным языком. Другое дело, каким образом надо расширять и углублять социальную базу функционирования уйгурского языка. Возникает вопрос: Как превратить родной язык помимо средства общения, в индикатор духовного и культурного развития народа? Об этом должны думать интеллектуалы. Поэтому хочу сказать Вам уважаемый Юлдаш Молотов большое спасибо, что откликнулись на мою статью и поднимаете актуальные вопросы, для меня это дорогого стоит, а по поводу вашего вопроса «….ана тилида оқутмиған шәхсни миллий зияли дәп аташқа боламду вә ундақ шәхсләрниң башқиларға әқил үгитиған мәнивий һоқуқи барму?» дегән мавзуда аналитикилиқ мақалә йезип беришини илтимас қилар едим». Далее идет произвольный перевод о просьбе Юлдаша Молотова о написании аналитической статьи на предмет можно ли относить к национальной интеллигенции людей, не получивших образование на родном языке, дети которых не владеют родным языком, и имеют ли они право учить других, Вопрос злободневный и для некоторой категории людей актуальный. В таком случае, как быть с выдающимся казахстанским, уйгурским ученым Муратом Хамраевым, тоже русскоязычным, ведь именно он впервые познакомил мировую общественность с уйгурской литературой и культурой. А Вы предлагаете вычеркнуть его из жизни и истории уйгуров. Еще один пример, великий казахский поэт и писатель Олжас Сулейменов, имеющий мировую славу, достигший этого исключительно благодаря русскому языку. Правда и в его адрес также была критика и со стороны людей, не воспринимающих интернационализм как реальность. Хотелось бы знать, как Вы представляете современную казахскую литературу без Олжаса Сулейменова?
Думаю, что как гражданин Республики Казахстан и в соответствии с конституцией РК и моей профессиональной деятельностью, я имею моральное право, писать подобного рода статьи не переступая рамки этики и закона. Если Вы докажите обратное, то я Вам буду очень благодарен.
Таких отзывов, охватывающих разные аспекты развития уйгурского этноса Казахстана немало, и многие из них затрагивают проблемы сохранения и развития уйгурского языка, школ с уйгурским языком обучения. Это отдельные крупные проблемы, которые в Ваших отзывах дорогие читатели звучат по новому, и являются источником для серьёзных размышлений. В следующих статьях постараюсь по возможности их вынести на Ваш высокий суд.
Разумеется, среди читателей могут быть люди недовольные статьей или отдельными ее положениями и это нормально, и я был бы им благодарен, если бы они изложили свои мнения письменно в виде критических заметок или лучше статей. Это дало бы новый импульс к решению накопившихся проблем. Но вместо этого я получаю, иногда, указания поменять название статьи или еще что-то в этом роде. Так, в начале апреля звонит мне мой хороший товарищ, с которым состоялся короткий диалог. Он сказал, что (дело было субботним вечером) находится с группой известных ученых уйгуров, которые просят, чтобы я поменял ряд положений моей статьи. Отвечаю, если кому-то что-то не нравится в моей статье, они могут написать свое мнение в журнале «Ахпарат» или же опубликовать еще более лучшую статью. Почему-то некоторые представители уйгурской общественности рассматривают такого рода статьи, как дерективные документы и требуют изменения концептуальных подходов или отдельных положений, хотят услышать то, что приятно их слуху. Но жизнь вносит свои коррективы, а каждый автор, излагая свое мнение, ждет объективной оценки и новых предложений по улучшению той или иной ситуации. В этом состоит моя основная цель, разбудить народ, который живет прошлым, что тоже важно, при этом, не желая видеть настоящее и особенно будущее.
Уважаемые читатели! Позвольте мне еще раз поблагодарить Вас всех без исключения за Ваш труд по ознакомлению с моей статьей и за высказанные замечания и пожелания, они помогут мне при написании новых работ, возможно вместе с Вами. Я попытался ознакомить Вас только с небольшой частью отзывов, которые приходят на мою почту. Споры, обмен мнениями в цивилизованном виде – единственная возможность достижения истины, к которой мы все стремимся.